Координатная система. Математическая модель для задания положения точек в пространстве (на плоскости) и отображения объектов на плоском экране, рабочей области принтера или плоттера. В компьютер ной графике используются ортогональная (декартова), цилиндрическая, сферическая и полярная системы координат.
В декартовой системе для задания двумерных и трехмерных координат применяются три ортогональные оси X, Y и Z, пересекающиеся в начальной точке с координатами (0,0,0). Координаты произвольной точки задаются указанием расстояния от этой точки до начала координат (точки 0,0,0) до каждой из этих осей, а также направления (знак + или -).
В полярной двумерной системе координаты задаются совокупностью расстояния от точки до начала координат и угла наклона прямой, проходящей через эту точку и начало координат. Угол отсчитывается от оси X, в заданном положительном направлении.
Задание цилиндрических координат аналогично заданию полярных координат на плоскости. Дополнительно добавляется значение расстояния от указанной полярной координаты до требуемой точки пространства перпендикулярно плоскости XY.
Цилиндрические координаты описывают расстояние от начала координат до проекции точки на плоскость XY, угол относительно оси X и расстояние от точки до плоскости XY.
Задание сферических координат также аналогично заданию полярных координат на плоскости.
Положение точки определяется расстоянием от начала координат, углом к оси Х в плоскости XY и углом к плоскости XY.